RSS

On-line выставка «Красота лебединого полета», приуроченная к 95-летнему юбилею великой балерины ХХ века Майи Михайловны Плисецкой (20.11.25 – 02.05.2015).

16:43 18.11.2020

Майя Плисецкая… Лицо русского балета и его легенда… Порывистая, эмоциональная, насквозь современная, темпераментная, трагическая танцовщица противоречивого и сложного XX века, и в то же время идеальное воплощение московской школы классического танца с его отточенностью и чистотой линий. Вот она летит над сценой в феноменальном прыжке, отменяющем силу земного притяжения, а потом ступает на подмостки полной ступней, «не на цыпочках пуантов, а сильно, плотски, человечьи», как сказал о ней Андрей Вознесенский. Она сумела превратить смелость в эстетическую категорию и никогда не теряла мужества и стойкости – ни в творчестве, ни в жизни. Природа одарила Плисецкую «певучим» телом, которым балерина владела в совершенстве. По выражению многих критиков, Плисецкая является ярчайшим «воплощением классической чистоты и дисциплины». История Майи Плисецкой – пример феноменального творческого долголетия. Если обычно балерины прекращают свою концертную деятельность после 35 лет, то Плисецкая танцевала вплоть до самого преклонного возраста. Из театра она уволилась в 1990 году, но не оставила сцену, и ещё не один год ей рукоплескали Париж, Нью-Йорк и Мадрид. Талант балерины отмечен множеством международных наград. Русская прима – кавалер престижных отечественных и иностранных орденов и медалей, почетный профессор Сорбонны и других учебных заведений.

«Есть балерины тишины, балерины-снежины –
они тают. Эта же какая-то адская искра.
Она гибнет – полпланеты спалит!

Даже тишина ее – бешенная, орущая тишина
ожидания, активно напряженная тишина
между молнией и громовым ударом.
Плисецкая – Цветаева балета».

Андрей Вознесенский

Страстная натура Плисецкой нашла свое отражение и в её личных отношениях. Она пережила немало искромётных, ярких, трагических романов. Удивительной страницей её биографии стал короткий брак с Марисом Лиепой. Молодые, красивые, талантливые – они должны были бы стать идеальной парой. Но, к сожалению, через три месяца супруги расстались. В 1958 году состоялась судьбоносная встреча балерины с Родионом Щедриным – известным советским композитором. Их союз стал образцом любви, уважения, взаимопонимания, верности и вдохновения. После распада СССР они проводили большую часть времени за рубежом: в Прибалтике, Германии, других странах Европы и практически не разлучались до самой смерти Плисецкой. 2 мая 2015 года.

Новое время рождает новых звезд. В Большом театре царят молодые примы, но никто из них так и не смог встать на одну ступень с Майей Плисецкой. Она по-прежнему первая. Символ русского балета. Лучшая. Единственная. Заставившая рукоплескать весь мир.

Книги о великой балерине:


Плисецкая, М. М
. Я, Майя Плисецкая... / М. М. Плисецкая. – Москва : Новости, 1994. –

Майя Плисецкая описывает свою жизнь, неразрывно связанную с балетом, подробно и со знанием дела пишет о главной сцене России – Большом театре. Она пишет талантливо и весьма откровенно. Плисецкая проявила себя оригинально мыслящим автором, который высказывает суждения, зачастую весьма отличающиеся от общепринятых. Мемуары проиллюстрированы рисунками тушью, которые принадлежат Владимиру Шахмейстеру: за много лет он сделал более тысячи зарисовок гениальной танцовщицы.

«Я, Майя Плисецкая…»– о жизни и балете, без прикрас, дипломатии и ретуши.

Рославлева, Н. П. Майя Плисецкая / Н. П. Рославлева. – Москва : Искусство, 1968. Почти полвека назад Плисецкая уже была на вершине славы, ей посвящали фотоальбомы и исследования, создавали летопись её партий. Эта давняя книга так и осталась вторым по значимости изданием, с которым стоит знакомиться помимо мемуаров Плисецкой. Книга, написанная известным театральным критиком и историком балета, концентрирует внимание читателя на уникальном творческом почерке Плисецкой, её танцевальных достижениях и работе над ролью. В книге содержится большое количество чёрно-белых фотографий. Приведены основные даты жизни и творчества М. М. Плисецкой до 1967 года.


Жданов, Л. Т.
Майя Плисецкая : фотоальбом / Л. Т. Жданов ; предисл. В. Комисаржевского. – Москва : Искусство, 1965. Автор альбома – известный танцовщик Леонид Жданов – рассказывает о Плисецкой, показывая. Он не раз бывал на сцене её партнёром. 200 кадров альбома – это своеобразный маленький фильм о Плисецкой. В нём есть своя драматургия и своя музыка. Монтируя эти кадры, Леонид Жданов умеет передать не только атмосферу каждого балета и подсказать его сюжетное развитие. Он даёт нам возможность проследить за эволюцией танца, почувствовать характер и динамику движений, заглянуть на крупных планах в глаза балерины. Помимо фотографий в книгу включены автографы и рисунки. Снимки чёрно-белые, качество печати высокое, альбом с удовольствием можно взять в руки.

Если вы нашли ошибку: выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

Сообщение об ошибке

Неверно заполненное поле
Неверно заполненное поле
Неверно заполненное поле
Неверно заполненное поле
Неверно заполненное поле
Неверно заполненное поле
Неверно заполненное поле
Неверно заполненное поле
*
CAPTCHA Обновить код
Play CAPTCHA Audio

Версия для печати