RSS

«В блистательном созвездии имён»

13:48 30.03.2017

Книжная выставка, посвящённая 145-летию русского театрального и художественного деятеля, одного из основоположников группы «Мир Искусства», организатора «Русских сезонов» в Париже и труппы «Русский балет Дягилева», антрепренёра Сергея Павловича Дягилева открылась в библиотеке №63 им. И.С. Соколова-Микитова.

Именем Дягилева названа площадь в Париже, гениальность Сергея Павловича признана теперь повсеместно. Дягилевский гений имеет много имён, его называют «великий импресарио», «балетный маг», «Пётр I русского искусства»… Не написав ни книг, ни партитур, Дягилев навсегда остался в истории культуры. Он начинал как художественный критик, но не захотел быть только сторонним наблюдателем, не захотел быть только человеком слова. Он пожелал быть действующим лицом истории, её прямым, непосредственным агентом. Энергия действия переполняла его. «Вокруг Дягилева движения больше, чем на улицах Парижа», - говорили друзья.

Неудивительно, что его привлёк к себе театр, и в течение 20 лет с 1909 по 1929 г. Сергей Павлович стоял во главе независимой театральной антрепризы, прославившей русское искусство во всём мире. Это 20-летие можно назвать Золотым веком русского балета, который за это время полностью изменил традиционные представления о театре и танце.

Начало «Русским сезонам» было положено ещё в 1906 г., когда Дягилев привёз в Париж выставку русских художников. В 1907 г. В Гранд-Опера состоялась серия концертов русской музыки – «Исторические русские концерты», в них принимали участие Н.Римский-Корсаков, С.Рахманинов. А.Глазунов, Ф.Шаляпин.

Собственно «Русские сезоны» начались в 1908 г. в Париже, когда здесь была исполнена опера М.Мусоргского «Борис Годунов» с Ф.Шаляпиным в главной роли. Затем последовали постановки опер «Псковитянка» Н.Римского-Корсакова и «Князь Игорь» А.Бородина. Не получая достаточных средств для роскошных, масштабных постановок опер, С.Дягилев, зная вкусы публики и понимая интернациональность языка танца, почти полностью посвящает себя балетным спектаклям. Именно балет становится делом его жизни.

Он объединил вокруг себя выдающихся балетмейстеров и танцовщиков, среди которых М.Фокин, А.Павлова, В.Нижинский, Т.Карсавина, Е.Гельцер, Л.Мясин, С.Лифарь. В оформлении балетов участвуют художники, входившие в объединение «Мир искусства»: А.Бенуа, Л.Бакст, А.Головин, Н.Рерих, Н.Гончарова, в Париже к ним присоединяются Жорж Брак, Анри Матисс, Пабло Пикассо. Дягилев знакомит мир с музыкой М.Глинки, А.Бородина, Н.Римского-Корсакова, М.Мусоргского, И.Стравинского, С. Прокофьева, открывает заново А. Адана и его забытый балет «Жизель», без которого невозможно было существование балетного репертуара…

На последних этапах жизни Дягилев все меньше интересовался балетом. Новым его занятием стало коллекционирование. Достаточно долгий период Сергей Павлович не имел постоянного пристанища. Однако в определенный момент он остановился в Монако. Здесь он начал собирать у себя дома ценнейшие произведения искусства, а также редкие автографы, книги, рукописи и так далее. У Сергея Павловича начались серьезные проблемы с финансами и здоровьем.

7 августа 1929 года у него произошло заражение крови. Последующие дни он не вставал с постели, а ночью 19 августа температура поднялась до сорока одного градуса. Дягилев потерял сознание и умер на рассвете. Похоронен Сергей Павлович в Венеции.

Жизнь и судьба Дягилева весьма необычны. Все время он метался между выбором, в какой культуре ему оставаться - русской или европейской. Делал смелые эксперименты, которые практически все стали успешными, принесли немало прибыли Дягилеву, а также признание и любовь публики. Его деятельность, несомненно, очень повлияла не только на русскую, но и на всю мировую культуру.



Если вы нашли ошибку: выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

Сообщение об ошибке

Неверно заполненное поле
Неверно заполненное поле
Неверно заполненное поле
Неверно заполненное поле
Неверно заполненное поле
Неверно заполненное поле
Неверно заполненное поле
Неверно заполненное поле
*
CAPTCHA Обновить код
Play CAPTCHA Audio

Версия для печати