RSS

Почему до сих пор не начата реставрация Шереметевского дворца в Останкинском районе

29.07.2015
«Когда откроется Шереметевский дворец?» — звонки с таким вопросом раздаются в музее-усадьбе «Останкино» каждый день. Читателям «Звездного бульвара» о проекте реставрации дворца и о том, что там сейчас происходит, рассказал директор музея-усадьбы «Останкино» Геннадий Вдовин. 

Говорить о сроках окончания реставрации Останкинского комплекса пока нельзя даже в первом приближении. Дело в том, что она еще не начиналась Проект реставрации — несколько десятков объёмных томов по дворцу, парку, коммуникациям, зелёным насаждениям — находится на экспертизе. 

Она идёт уже больше года, но до завершения ещё далека. — Торопить экспертов нельзя, — говорит Геннадий Вдовин. — Останкинский дворец уникален, это единственная из деревянных построек, сохранившихся с XVIII века. Но это не сруб, а напряжённая деревянная пластическая конструкция. Опыта реставрации таких сооружений нет ни у нас, ни на Западе. Плюс — оглушительная степень сохранности: все подлинное, до дверной ручки, печной заслонки и шпингалета на окне. 

Это не Версаль, который сто раз реставрировали, и не Павловск, собранный из пыли. Ответственность реставраторов в Останкине очень высока, всю аутентичность, подлинность надо сохранить. К примеру, не так давно возникла дискуссия по печкам. Как известно, Останкинский дворец — летний, не отапливаемой, печки в нем есть, но они скорее исполняют роль кондиционеров. Сегодня лихие люди предлагают расширить дымоходы, чтобы циркуляция воздуха была лучше. Но тем самым печка превратится в муляж! А основа основ реставрации — обратимость, возможность вернуться к тому, что было раньше. Надо не менять старое на новое, а сохранить то, что было. — У экспертов много вопросов? — Практически по каждому объекту. Если мы уверены, что в проект заложено правильное решение, отстаиваем его. 

Если обнаружился просчёт — исправляем. Но больше случаев, которые требуют обдумывания и учета целого комплекса обстоятельств. Несмотря на то, что дворец закрыт вот уже два с половиной года, в него каждый день приходят десятки посетителей. Правда, не с билетами и путеводителями, а с технической документацией, приборами контроля и другими инструментами. — Во дворце идут противоаварийные мероприятия, — продолжает Геннадий Вдовин. — Первый этап реставрации — консервация. Прежде чем начинать восстановление, надо гарантировать сохранность в неизменном виде всего, что есть, иначе разрушения будут продолжаться. 

Специалистов по консервации сопровождают смотрители. Несмотря на то, что музей закрыт, они каждый день выходят на работу. Прибавилось работы и у хранителей, и у научных сотрудников. Закрытие музея на реставрацию не означает, что экспонаты никто не видит. Наоборот, «Останкино» активизировало выставочную деятельность. Только в этом году открыто уже около десятка выставок: в Царицыне, Люблине, Коломенском, а также в разных городах России — от Архангельска до Владивостока. — Какие работы по подготовке к реставрации можно считать завершёнными? — По фасаду были пробурены шурфы и зондажи, чтобы понять, в каком он состоянии. Сейчас все отверстия зашиты — не жить же с дырками. Укреплены специальным клеем живопись в плафонах над сценой и над театральным залом, бумажные обои. 

Убрана скульптура — уличная, с фасадов и из залов. Около 200 единиц уехали на выставку «Дворец во дворце» в Царицыне. Часть законсервированы в ожидании реставрации. А часть — среди них знаменитые «Три грации» — убраны в хранилище. В конце августа они должны уехать на выставку в другое имение Шереметевых — в Кусково. 

Если вы нашли ошибку: выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

Сообщение об ошибке

Неверно заполненное поле
Неверно заполненное поле
Неверно заполненное поле
Неверно заполненное поле
Неверно заполненное поле
Неверно заполненное поле
Неверно заполненное поле
Неверно заполненное поле
*
CAPTCHA Обновить код
Play CAPTCHA Audio

Версия для печати