RSS

Правительство Москвы развенчивает мифы о государственной службе

02.10.2014

Мэрия запускает новый проект по развенчиванию популярных мифов о госслужбе на основе статистики, представленной Управлением государственной службы и кадров Правительства Москвы.

Миф №1: чиновник – возрастной бюрократ

Этот давно устаревший стереотип можно легко развеять, ответив на три основных вопроса.

Чиновник – это старый мужчина с портфелем, в черной шляпе и пальто?
Вовсе нет! Статистические данные подтверждают обратное – 72 % госслужащих это женщины.

Если не делить госслужащих по половому признаку, то почти 50% – это люди в возрасте до 35 лет. В рейтинге «Самый молодой департамент» первое место занимает Управление по обеспечению деятельности мировых судей. Средний возраст сотрудников – 29 лет.

На втором месте стоит Региональная энергетическая комиссия, в которой работают специалисты в среднем до 34 лет. Третье место закрепилось за Комитетом по обеспечению реализации инвестиционных проектов в строительстве и контролю в области долевого строительства (средний возраст сотрудника 35 лет).

Среди самых молодых руководителей – глава управы района Покровское-Стрешнево Светлана Орлова (31 год) и министр Правительства Москвы, руководитель Департамента городского имущества Владимир Ефимов (33 года).

Вчерашнему выпускнику вуза и только начинающему специалисту не место в государственных органах?
Это заблуждение. Новая реальность – Правительство Москвы сегодня заинтересовано в молодых, талантливых и амбициозных людях.

Именно поэтому Управление государственной службы и кадров уже четвертый год реализует проект «Стажировка в Правительстве Москвы». С каждым годом число желающих принять участие в нем увеличивается. К примеру, в этом году было получено 1500 заявок, конкурс составил 30 человек на место. Строгий отбор прошли 50 выпускников из разных вузов. Сегодня они уже месяц стажируются в московских органах власти. В течение года ребята будут работать в 3-4 департаментах на выбор. Ротация по органам власти даст возможность стажеру лично посмотреть, какие стратегические решения принимаются и как они реализуются на местах. После годовой стажировки до 90% стажеров трудоустраиваются в системе государственного управления.

В обновлении кадрового состава Правительства Москвы участвует и МГУУ Правительства Москвы. Только в этом году дипломы бакалавра здесь получили 245 выпускников. Многие из них начинают работать в органах исполнительной власти столицы. Получая высшее образование в Университете, все студенты обязательно проходят практику в Правительстве Москвы. В том числе они участвуют в интересном проекте «Фотографии рабочего дня чиновника», отслеживая, насколько эффективно работают специалисты. Тем самым еще со студенческой скамьи ребята готовятся к работе в госорганах, узнают, как организована их деятельность, какие функциональные обязанности выполняют госслужащие.

Чиновник – это закостенелый бюрократ, не желающий меняться и учиться новому
Отнюдь. Сегодня госслужащие активно учатся и повышают свою квалификацию. На базе МГУУ Правительства Москвы разработаны уникальные программы дополнительного профессионального образования для госслужащих. В 2013 году в Университете открылись 53, а в 2014 году еще 15 учебных программ повышения квалификации. Самые популярные из них «Деловое письмо: ясно и грамотно», «Эффективный руководитель на государственной службе», «Противодействие коррупции», «Введение в должность государственных служащих». За прошлый год дополнительное профессиональное обучение прошли 13 952 сотрудника госорганов. И только за первую половину 2014 года уже 7 268 человек.

«Правительство Москвы заинтересованно в инициативных и профессиональных людях, умеющих работать на результат, готовых лично участвовать в инновационном развитии города, – комментирует начальник Управления государственной службы и кадров Правительства Москвы Александра Александрова. – Мы открыты для молодежи. Подтверждение тому – наши кадровые проекты. Сегодня мы уже отчетливо видим, что молодые специалисты заинтересованы в развитии своей карьеры в государственных структурах. Несомненно, преимуществом госслужбы является и то, что мы активно занимаемся профессиональным развитием наших сотрудников. Все госслужащие проходят актуальные для них программы повышения квалификации. Кроме того, в МГУУ Правительства Москвы мы реализуем магистерские программы по государственному и муниципальному управлению с четкой направленностью на потребности Москвы, то есть фактически готовим профессионалов «под наш собственный заказ».

Миф №2: «Чиновник Правительства Москвы – чей-то родственник, одноклассник или сосед по даче»

Свежие данные в инфографике помогут избавиться от второго заблуждения: «Чиновник Правительства Москвы – чей-то родственник, одноклассник или сосед по даче». Этот стереотип можно легко развеять, ответив на три основных вопроса.

Мэрия столицы - «закрытая» структура?

Кадровая политика последних четырех лет доказывает обратное. Для создания сильной, современной и эффективной команды в Правительстве Москвы разработали комплексную стратегию. В открытом доступе на Карьерном портале публикуются все актуальные вакансии. Сегодня здесь зарегистрировано 39 000 пользователей. Ежедневно сайт посещают 5 000 человек. С момента запуска портала опубликовано около двух тысяч вакансий. Раньше эта информация была закрытой – просто отсутствовала соответствующая интернет-площадка. Сейчас кандидату, желающему участвовать в конкурсе на замещение той или иной должности, идти никуда не надо. Он может просто разместить свое резюме на Карьерном портале Правительства Москвы.

На работу в Правительство Москвы берут только по блату, а повышение можно получить только по личным рекомендациям?

Сегодня в госорганах существует тщательная система отбора кандидатов. Этим занимается Центр кадровой диагностики и развития персонала МГУУ Правительства Москвы. Процедуру согласования на должность проходят все кандидаты, претендующие на руководящие посты. Независимые эксперты Центра также оценивают и специалистов, занимающихся подготовкой и размещением госзаказов.

За три года оценочные мероприятия прошли более 6 000 госслужащих. Из них 2 138 человек были опрошены с использованием полиграфа, в том числе члены конкурсных комиссий и все кандидаты на должность глав управ. Эта процедура необходима для оценки коррупционных рисков. Например, во время теста на детекторе лжи госслужащим, которые занимаются размещением заказов, задают вопросы на предмет незаконного получения крупных вознаграждений, связей с криминалом, участия в фальсификации документов при закупках, сговора с участниками торгов и личной корыстной заинтересованности.

Прохождение через Центр кадровой диагностики выравнивает возможности всех кандидатов. Не имеет значения, пришли они по рекомендации другого чиновника или с открытого рынка. Такая практика помогает отбирать самых лучших специалистов и истинных патриотов Москвы.

Ничего нового в подборе персонала госструктуры не используют?

В подборе персонала Управление государственной службы и кадров Правительства Москвы использует собственные уникальные инструменты. Например, проводит открытые конкурсы по отбору глав управ. Кадровый резерв на этот важный с точки зрения управления городом пост необходимо постоянно пополнять. В 2012-2013 гг. отбор кандидатов прошел максимально открыто, такого раньше не было никогда. Любой желающий мог подать заявку на Карьерном портале Правительства Москвы, написать эссе на тему «Мои главные профессиональные достижения», снять видео с рассказом «Почему я хочу работать главой управы». Каждый из участников конкурса прошел через Центр кадровой диагностики и развития персонала МГУУ Правительства Москвы. Здесь оценивались необходимые для работы компетенции: профессионализм, управленческие и коммуникационные навыки, ориентация на результат и правосознание. На заключительном этапе претенденты на должность главы управы выполняли задания по решению проблем, которые волнуют горожан. В кадровый резерв вошли 124 человека, сегодня 56 из них работают в должности глав управ.

Миф №3: «Чиновник Правительства Москвы – безынициативный сотрудник»

Управление государственной службы и кадров Правительства Москвы развенчивает третий миф о госслужбе: «Чиновник Правительства Москвы – безынициативный сотрудник, выполняющий исключительно приказы начальства». Данные в инфографике помогут разобраться, на какие профессиональные компетенции делается ставка, как оценивается эффективность работы госслужащих и с помощью какого метода повышается производительность труда.

Модель компетенций чиновника нового типа

Что должен уметь делать госслужащий, какими знаниями и практическими навыками он должен обладать? Центр кадровой диагностики и развития персонала, созданный в 2011 году на базе МГУУ Правительства Москвы, разработал единую модель компетенций чиновника. Она отражает основные корпоративные ценности Правительства Москвы: ориентацию на клиентов; стремление решать задачи в правовом поле и действовать ради общественного блага, а не личных целей; желание вносить вклад в развитие города.

При отборе кандидатов и оценке личной эффективности госслужащего ставка делается на такие приоритетные качества, как профессионализм, ориентация на результат, эффективная коммуникация, управленческие навыки и правосознание. Для оценки компетенций чиновника нового типа используют целый набор HR-инструментов:

  • тестирование на умение анализировать большие объемы информации, на владение русским языком, компьютерными программами, на знание законодательства и на мотивацию;
  • деловые игры для изучения профессиональных и управленческих навыков;
  • кейсы по планированию и управлению ресурсами;
  • индивидуальное интервью.

    За три года оценочные мероприятия проведены для более 6 000 госслужащих. Порядка 3 000 человек прошли опрос на полиграфе. Среди них специалисты по госзакупкам, главы управ и госслужащие, претендующие на замещение руководящей должности. Особенно тщательно оценивается такая профессиональная компетенция, как правосознание. Использованиедетектора лжи позволяет выявить коррупционные риски: во время теста госслужащим задают вопросы, связанные с незаконным получением крупных вознаграждений или личной корыстной заинтересованностью.

    Рейтинг как способ оценки эффективности деятельности

    С 2013 г. составляется ежеквартальный рейтинг по результатам работы руководителей органов исполнительной власти, ответственных за рассмотрение сообщений пользователей портала «Наш город». Оценивается качество и объем работы по подготовке и передаче ответов на жалобы горожан. При этом учитывается количество обработанных сообщений, а также нарушения со стороны органов исполнительной власти:

    • несвоевременное размещение ответа на портале;
    • несоблюдение сроков выполнения работ;
    • несоответствие ответа фактическому положению дел;
    • отправление ответа на доработку по одной и той же причине два и более раз;
    • размещение на портале недостоверной информации об устранении проблем;
    • отсутствие информации, которую необходимо размещать в обязательном порядке в соответствии с регламентом;
    • недостоверность или неполнота сведений, размещенных на портале.

    В зависимости от полученных результатов руководители премируются или депремируются. Размер премии для тех, кто вошел в ТОП-5 лучших управленцев, может быть увеличен на 15%. А если они удерживают лидерские позиции в течение двух кварталов подряд, то на 30%. И на столько же премия может быть снижена для тех, кто занял пять последних мест или оказался в числе худших дважды за полгода.

    А для глав управ есть еще один рейтинг, который составляется раз в год. В нем учитываются достижения управ по пяти направлениям: благоустройство и содержание дворовых территорий, торговля и услуги, управление объектами жилищного фонда, строительство и взаимодействие с населением. Экспертную оценку выносят профильные органы исполнительной власти. Например, Департамент торговли и услуг изучает, как работали управы по направлению «Торговля и услуги». Один из ключевых показателей – мнение жителей, полученное при соцопросах и через интернет-портал «Наш город». Жители помогают оценивать, насколько эффективно и оперативно чиновник решил ту или иную проблему. Рейтинг позволяет решать вопрос некомпетентности и стимулировать управы к повышению качества работы.

    От процесса к результату

    Работа чиновника – это бесконечный процесс? Для изучения рабочего времени госслужащих с 2012 года используется уникальный метод – «Фотография рабочего дня». Такую масштабную работу по управлению временем в органах исполнительной власти раньше никогда не проводили. Сегодня спрос на услуги Центра кадрового аудита растет. Руководители заинтересованы в повышении эффективности и производительности труда в своих коллективах.

    Исследования с элементами фотографии рабочего дня позволяют обнаружить и исключить из процесса «пожирателей времени», оптимизировать штатную структуру, устранить дублирующие функции, перераспределить обязанности между сотрудниками. На сегодняшний день кадровый аудит с использованием современных HR-технологий проведен в более 20 различных подразделениях Правительства Москвы, сделано более 30 информационно-аналитических отчетов с рекомендациями.

    Управление госслужбы и кадров за последние 3 года доказало, что система работы с персоналом в Правительстве Москвы изменилась. На работу в мэрию можно попасть ровно так же, как в любую другую структуру. Единая процедура отбора для потенциальных кандидатов на управленческие вакансии максимально открыта и объективна. При оценке чиновников применяются лучшие HR-инструменты. Технологии взяты из бизнеса и адаптированы под потребности госслужбы.

    Сегодня Правительство Москвы предлагает участвовать в реализации масштабных проектов. Ставка делается на специалистов с мотивацией, стремлением к профессиональному росту, желанием служить городу и людям.

    Миф №4: «Чиновник Правительства Москвы – закрытый, ориентированный на себя, а не на горожан»

    Правительство Москвы открывает единые центры по обслуживанию населения, разрабатывает специальные порталы и запускает новые проекты. Эти шаги столичного правительства повышают открытость и доступность органов исполнительной власти, главная задача которых – действовать в интересах горожан.

    Многофункциональные центры по предоставлению государственных услуг 
    Удобно, быстро и доступно. Ежедневно более 40 тысяч горожан в 96 московских МФЦ обслуживают 4 тысячи специалистов. Именно они от лица органов власти находятся на «передовой» в общении с горожанами. Специалисты всех важнейших ведомств и структур объединены в едином центре и предоставляют 151 вид госуслуг. В МФЦ можно получить документы от 21 органа власти: 13 городских и 8 федеральных. Среди них департаменты соцзащиты, ЖКХ, здравоохранения, ЗАГС, Центр жилищных субсидий, Госжилинспекция, префектуры, БТИ, УФМС, УФНС, Пенсионный фонд и др.

    На портале pgu.mos.ru зарегистрировано более 3 миллионов пользователей. Для них открыто 285 видов услуг, из них 116 электронных. В числе самых популярных услуг – запись ребенка в детский сад, первый класс и летний лагерь, оплата услуг ЖКХ и запись к врачу. На портале в режиме онлайн клиентам доступна информация о загруженности любого МФЦ.

    Портал «Наш город»
    Геоинформационный портал «Наш город» создан в 2011 году в целях выстраивания конструктивного диалога между жителями и органами исполнительной власти. За три года работы поступило почти 550 тысяч сообщений, связанных с конкретными вопросами работы городского хозяйства. С помощью этого инструмента москвичи могут указать недочеты в работе территориальных органов власти: сообщать о выявленных нарушениях, оценивать работу государственных учреждений, делать свои предложения по благоустройству дворов и т.д.

    На портале зарегистрировано почти 400 000 тысяч пользователей. Решено около 300 000 проблем. Средний срок отработки обращений – восемь дней. По данным социологических опросов, 60% москвичей знают о существовании портала gorod.mos.ru.

    Проект «Активный гражданин»
    Основа политики столичного правительства – привлекать горожан к участию в жизни Москвы. Для этого создан проект«Активный гражданин». С его помощью жители могут напрямую влиять на решения городских властей. Каждую неделю москвичам предлагают обсудить важные для города вопросы. Результаты онлайн-референдумов воплощают в жизнь, а за участие в опросах начисляются баллы. Их можно обменивать на городские услуги (парковочные часы, билеты в театры и музеи) или другие полезные мелочи. На сегодняшний день на портале зарегистрировано больше 500 000 активных граждан и пройдено 7,5 млн опросов.

    Результаты четырехлетней работы Правительства Москвы свидетельствуют о том, что понятие «Чиновник для жителей» становится реальностью. Новые ресурсы и проекты делают общение москвичей с властью демократичным. Городские управленцы учатся слушать и прислушиваться к мнению горожан.

    Если вы нашли ошибку: выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

    Сообщение об ошибке

    Неверно заполненное поле
    Неверно заполненное поле
    Неверно заполненное поле
    Неверно заполненное поле
    Неверно заполненное поле
    Неверно заполненное поле
    Неверно заполненное поле
    Неверно заполненное поле
    *
    CAPTCHA Обновить код
    Play CAPTCHA Audio

    Версия для печати