RSS

Храм Покрова Пресвятой Богородицы в Медведково


Село Медведково в сохранившихся источниках впервые упоминается в писцовой книге 1623 г. в качестве владения боярина князя Дмитрия Михайловича Пожарского, освободителя России от поляков, «как старинная отца его вотчина».

Название «Медведево» (именно так первоначально называлось село) происходит от первого его владельца, князя Василия Феодоровича Медведя Пожарского, который жил в 1-й пол. XVI в. (для рода Пожарских были характерны прозвища, добавляемые к родовому имени.). Он умер бездетным, и село перешло к его ближайшему родственнику, князю Феодору Ивановичу Немому Пожарскому, деду князя Дмитрия Михайловича Пожарского 
Знаменитый внук родился 1 ноября 1578 г. Его военная карьера началась в 1608 г. По просьбе купца Козьмы Минина князь Дмитрий Михайлович Пожарский возглавил ополчение против поляков, которое выступило в марте 1612 г. из Нижнего Новгорода по направлению к Москве. 
В августе 1612 г. отряды Дмитрия Пожарского встали лагерем у села Медведково (по преданию, именно там, где находится сейчас храм), а спустя несколько дней нанесли первое поражение полякам. В день празднования иконы Казанской Божией Матери (4 ноября по н.ст.) был взят Китай-город, и через несколько дней сдался польский гарнизон в Кремле. 
После освобождения Москвы Д.М.Пожарский делает Медведково своей основной подмосковной резиденцией. В 1623 г., согласно документам, в селе была воздвигнута деревянная шатровая церковь в честь Покрова Пресвятой Богородицы, для которой князь повелел отлить особый колокол в память освобождения Москвы. Храм имел еще один придел в честь св. Петра Александрийского,который являлся небесным покровителем первого сына Д.М.Пожарского (празднуется 8 декабря по н.ст.). 
В 1634-1635 гг. князь выстроил в Медведкове на месте старой деревянной церкви новую каменную, также в честь праздника Покрова Пресвятой Богородицы. Новый каменный храм на высоком подклете, завершенный шатром, с кокошниками у основания и четырьмя главками, с трехчастной апсидой, с главкой и открытой галереей, стал одним из последних московских одношатровых храмов, строительство которых при патриархе Никоне с 1652 г. было запрещено как не соответствующих церковному чину. С западной стороны к храму примыкала звонница. 
Из книг Патриаршего приказа следует, что к 1635 г. количество приделов, расположенных в храме, увеличилось до пяти. Помимо прежних престолов появились новые - Знамения Пресвятой Богородицы (27 ноября/10 декабря), прп. Варлаама Хутынского (6/19 ноября) и прп. Антония Римлянина (3/16 августа). Выбор престолов отнюдь не случаен, поскольку все они новгородского происхождения и связаны с памятью о пребывании Пожарского воеводой в Великом Новгороде: икона Знамения - главная святыня и заступница Великого Новгорода и всей новгородской земли, а Варлаам Хутынский и Антоний Римлянин - знаменитые новгородские
 подвижники, основавшие на окраине города монастыри, существующие и по сей день. К десятой годовщине со дня смерти знаменитого воеводы, в 1652 г., был освящен престол нового придела в честь Девяти мучеников Кизических. Появление редко почитаемого на Руси престола Девяти мучеников Кизических связано, вероятно, с датой смерти князя Д.М.Пожарского. «Обращает на себя внимание, - писал Николай Феодосьевич Гуляницкий,известный историк архитек туры и градостроительства, - совпадение календарного числа праздника девяти мучеников (29 апреля по ст.стилю) с датой девятого дня по истечении смерти Д.М.Пожарского (20 апреля 1642 г.)»*.

После смерти Дмитрия Пожарского (1642 г.) село Медведково досталось его сыновьям, Петру и Ивану Дмитриевичам. Старший сын Петр умер в 1647 г., а после смерти Ивана вотчина перешла во владение к его вдове и детям, сыну Юрию и дочерям Аграфене и Анне. Боярин Юрий Иванович Пожарский дослужился до стольника и умер в 1685 г. бездетным, а вместе с ним угас в мужском колене и знаменитый род князей Пожарских. 
Вымороченное (т.е. конфискованное имущество, право на которое передается государству) имение досталось главному советнику и фавориту царевны Софьи князю Василию Васильевичу Голицыну (1633-1713), одному из образованнейших и влиятельнейших людей своего времени. 
кнГолицин 
Когда Софья потеряла власть, В.В. Голицын оказался в опале. В 1689 г. он лишился всех своих имений, боярского титула и был отправлен в ссылку в далекий Пустозерский острог в низовьях реки Печоры. 
Но даже за тот незначительный срок, в течение которого князь В.В. Голицын владел селом Медведково, он успел очень многое. Именно В.В.Голицын предпринял перестановку приделов и сократил их количество до трех (в честь Покрова, Знамения и Девяти мучеников Кизических). Четвертый (южный) придел в честь прп. Сергия Радонежского был основан в 1690 г. 
Считается, что именно по заказу князя был сделан иконостас главного храма. Иконы для иконостаса были написаны в 1686-1687 гг. известным живописцем Оружейной палаты Карпом Золотаревым. Были сняты колокола, напоминавшие о 
прежнем владельце Дмитрии Михайловиче Пожарском, и повешены новые, отлитые Дмитрием Моториным. Надпись на одном из колоколов утверждала права нового хозяина Медведкова.

Именно тогда вкладом в храм было дано знаменитое Медведковское напрестольное евангелие с миниатюрами, которые, согласно легенде, были выполнены рукой самой царевны Софьи. Евангелие хранилось в алтаре, по крайней мере, еще в 1919 г. Следы Евангелия утеряны. Возможно, оно находится в Государственном Историческом Музее, данные проверяются. 
Спустя два года после отправки В.В. Голицына в ссылку, в 1691 г., село Медведково было передано во владение новому хозяину - родному дяде Петра I, Федору Кирилловичу Нарышкину, который был женат на правнучке Д.М. Пожарского. В 1698 г. Федор Кириллович умер, и имение перешло к его родному брату, знаменитому Льву Кирилловичу Нарышкину. 
После его смерти, в 1705 г., село перешло по наследству его детям, сыновьям Ивану и Александру и дочери Аграфене. В 1707 г. Аграфена получила село в качестве приданого, но в 1710 г. она скончалась, и село вернулось во владение братьев Нарышкиных. До 1721 г. Иван и Александр жили за границей, изучая по приказу Петра I морское дело. После раздела имущества в 1732 г. село перешло во владение старшего брата - Александра. 
После его смерти в 1746 г. селом владела его вдова, княгиня Елена Александровна, а в 1763 г. село перешло во владение к её сыну - Льву Александровичу Нарышкину (1733-1799). 
Так как главным местом пребывания Л.А. Нарышкина был Петербург, а основным местом летнего отдыха служила усадьба в Кунцево, на село Медведково он обращал немного внимания. Тем не менее, он начинает переустройство усадьбы, строит новый дом и разбивает парк, спускающийся террасами к Яузе. К сожалению, сведений о храме того времени не сохранилось. Согласно отчету ре­ставраторов, составленному в 1969 г., именно в XVIII веке, т.е. когда Медведково на­ходилось во владении семьи Нарышкиных, была проведена существенная реконструкция церк­ви, изменившая облик храма: обходные галереи - гульбища - были превращены в кры­тые переходы; срублены все изразцы с шатра; растесаны или прорублены заново оконные проемы в шатре, восьмерике и четверике; круглые барабаны четырех декоративных главок отесаны на 8 граней; переделаны все кровли; перестроена колокольня. Есть сведения, что в 1787 году священником Петром Воздвиженским шатер был покрыт железом. Вероятно, что основные переделки церкви относятся к 1787-1795 гг., так как в метрике 1827 г. уже описываются большие (растесанные) окна и закрытая паперть. 
После смерти Л.А.Нарышкина 9 ноября 1799 г. Медведково досталось его сыну, Александру Львовичу Нарышкину. Но недостаток средств заставил его в 1809 г. продать имение Карлу Якоби Шмидту. 
В тот же год село было перепродано надворному советнику А.Р. Сунгурову (предки его были крепостными семейства Голицыных) и Н.М. Гусятникову (купеческого происхождения). В 1812 г. оба владельца имения снарядили на свои средства 21 ополченца. Французы до Медведкова не дошли, и село не постигла страшная участь разоренной Москвы. В 1842 г. Медведково с несколькими деревеньками досталось вдове А.П. Сунгурова. В 1851 г. оно перешло к ее внучке Н.В. Бланк. 
Оставшиеся в имении 475 десятин земли были проданы в 1881 г. московской мещанке Т.К. Капыриной. В 1886 г. владения Т.К. Капыриной унаследовал Н.М. Шурупенков, купец 1-й гильдии, разбогатевший на торговле лесом. Часть земли он
 продал К.В.Третьякову, а часть оставил себе.

панорама храм Покрова 
К этому времени Медведково стало пользоваться любовью московских дачников среднего достатка. Здесь жил молодой художник Константин Коровин, тогда еще студент Московского училища живописи, ваяния и зодчества, в гости к нему часто приезжал другой художник - впоследствии знаменитый Михаил Врубель. Посе­щал эти места еще ребенком знаменитый поэт Валерий Брюсов. 

В XIX веке храм претерпел следующие изменения: в значительной мере был перестроен иконостас, резьба иконостаса, созданная одновременно с иконами (1687 г.) и сильно утраченная, была восполнена поздними фрагментами. Некоторые утраченные иконы праздничного ряда дополнены вновь написанными. Существует предположение об изменении цвета самого тела иконостаса. На месте звонницы была воздвигнута новая колокольня в классическом стиле XIX века. Тогда же храм потерял свои древние царские врата XVII века; предположительно, они были взяты во дворец великого князя Сергия Александровича в Санкт-Петербурге. 
Автор «Путеводителя по московской окружной железной дороге» за 1912 год Н.П. Останкович отмечал, что на колокольне храма Покрова Пресвятой Богородицы еще сохранялась надпись о том, что это село принадлежало князю Д.М. Пожарскому. 
храм Покрова фото храм Покрова фото-2 храм Покрова фото-3 
С момента постройки храм ни разу не закрывался, лишь только в 20-40-е годы ХХ столетия богослужения были перенесены в нижний храм. В архивах сохранился паспорт церкви за 1931 год. После Великой Отечественной войны, когда был осуществлен ремонт, службы возобновились и в верхнем храме. 
Примерно в то же время настоятелем был назначен архимандрит Сергий (Савельев). 
История духовной семьи отца Сергия началась с поездки в Саров в середине 1920-х годов. архим СергийОбретенное тогда единство духа с наследием преподобного Серафима возрастало и укреплялось десятилетиями. В ХIX веке преп. Серафим напоминал христианам, в чем состоит истинная цель их жизни: «В стяжании Духа Святаго Божьего!» В ХХ веке архимандрит Сергий (Савельев) вместе со своими родными жизнью выстрадал и углубил наше представление о том, что это значит на практике: «Нужно достигать единения наших жизней во Христе с теми, кого нам посылает Бог». «Свято любя друг друга, мы не замыкались в себе. Мы были неразрывно связаны со всеми людьми всего мира, и со всяким дыханием Божиим. Со всею природой. Со всею вселенной. Она открылась нам храмом Божиим, а человек в ней - лучшим его созданием», пишет архимандрит Сергий в своей книге «Далекий путь», переизданной в 1998 году «Даниловским благовестником». 
Земной путь архимандрита Сергия (Савельева) завершился у Престола Божьего в Рождественскую ночь 1977 года. Похоронен он в Москве на Введенском кладбище. 
При о. Сергии среди остатков медведковского кладбища был найден безымянный мраморный крест, на котором архимандрит указал сделать надпись: «КРЕСТ - ПОБЕДА НАД СМЕРТЬЮ», после чего крест был водружен у самого входа на паперть. Ныне крест находится на храмовой площади. 
При архимандрите Сергии была написана большая икона с изображением Покрова Пресвятой Богородицы. Икона относится к поздней традиции написания Покрова (фрагментарное, поясное изображение Богоматери), сложившейся уже после войны. Существует предположение, что икона Пресвятой Богородицы написана монахиней Иулианией Соколовой, которая в то время преподавала в Троице-Сергиевой Лавре на отделении иконописи. Икона помещена в киот, увенчанный сенью; находится она справа от центрального иконостаса. В это же время (вторая пол. XX в.) была создана и плащаница Успения Пресвятой Богородицы, которая расположена в западной галерее над главным входом в храм. 
усадьба 
Несохранившаяся усадьба в Медведкове находилась восточнее церкви, вблизи нынешней Полярной улицы, тогда - просёлочной дороги, продолжавшейся за Яузой нынешней Кольской улицей. Главный дом стоял над склоном к Яузе, по которому спускался террасный парк. По литературным сведениям, представленный здесь дом выстроен в середине XIX века. Однако уже на плане окрестностей Москвы 1821 г. на этом месте показан дом с парой флигелей по сторонам, и гораздо вероятнее, что в дальнейшем сохранялся именно он, лишь его декор был частично изменен. Действительно, мезонин с глубокими арочными лоджиями на обоих фасадах и террасы с шестиколонными тосканскими портиками более характерны для начала XIX в. По склону в парк спускается каменная лестница с промежуточной площадкой.В 1930-х гг. дом использовался для детского санатория. Дальнейшая судьба его неизвестна. На снимке - фасад, обращенный к реке (парковый). 
СFoto_small 1970-х гг. село Медведково постепенно сносилось и к 1990 г. было окончательно уничтожено. 
При архимандрите Сергии в храм Покрова Пресвятой Богородицы был направлен клирик о. Порфирий Дьячек, впоследствии назначенный настоятелем. 
При отце Порфирии была основана детская воскресная школа, осуществлена реставрация храма и начато строительство дома причта. Протоиерей Порфирий прослужил в Покровском храме около четверти века, в 2002 году был переведен в храм Троицы Живоначальной на Пятницком кладбище. 
С 2002 года настоятелем храма является прот. Валентин Тимаков. 
Здание церкви Покрова числится на государственной охране под № 405.

См.Н.Ф.Гуляницкий, «Храм Покрова в Медведкове и русское зодчество XV-XVIIв.»//Архитектурное наследство №28(М.,1980г.),стр 54. 
«В Медведкове было дачников очень немного, - вспоминает он в автобиографической повести «Моя жизнь», - особенно на селе, где жили мы - пять-шесть, не больше. У дач даже не было отг­ороженных садиков. Единственным общественным местом были бревна, сложенные под старой елью, и вечером все мы шли посидеть «на бревнушках». Неудивительно поэтому, что все мы меж собой перезнакомились, а мы, дети, стали играть вместе». Позже Брюсов подчеркивал, что Мед­ведково дало ему много в смысле воспитательном и познавательном: «Эта жизнь, среди полудиких лесов, и крытых соломою изб, в постоянном общении с мальчишками «с деревни» дала мне, конечно, больше, чем дали бы ребенку впечатления какого-нибудь Мариенбада или Спа». Свои детские впечатления от отдыха в Медведково мальчик описал в письме, адресованном в детский журнал «Задушевное слово» («Почтовый ящик», 1884, № 16): «Позвольте мне вам описать, как мы провели лето в селе Медведкове, в котором мы в 1883 г. жили на даче. Расположено оно на гористой местности, покрытой молодым лесом. Направо от нашей дачи был большой запущенный парк. Налево склон к речке Чермянке; на другой стороне этой реки густой лес. Позади нас лес: тут стояла совершенно высохшая сосна, под которой, по преданию, зарыт клад. Прямо перед нами стояла церковь, позади ее склон к Яузе, в которую впадает Чермянка. На другой стороне Яузы лес. Время проводили мы очень весело: гуляли, купались, играли, учились только 1 час в день. Часто во время прогулки мы видели зайца или лисицу, но они убегали при нашем приближении. В Москву ездили мы редко, да мы не любили этого, в Москве нам было скучно». Медведкову В. Брюсов посвятил стихотворение «И снова давние картины...», написанное в 1910 г.